На здании «кривой официны» можно увидеть следы «архитектурного зонтажа» — аккуратно сбитую штукатурку в нескольких местах. Исследование показывает, что на уровне первого этажа была открытая галерея. Если бы проектный план Городницы был реализован, то между двумя «кривыми официнами» проходили бы концерты и театральные представления в стиле Людовика XV или венецианских карнавалов. А на галереях сидели бы в вынесенных креслах королевский двор и другие магнаты.
В настоящее время на площади Тизенгауза можно увидеть здание, которое было построено в 1898 году и известно как «дом Батюшкова». Оно имеет изогнутую форму фасада, что и дало ему название «кривая официна». Именно здесь, по мнению Е. Квитницкой, могли располагаться классы для занятий и жить ученики музыкальной школы. По мнению одного из авторов, «кривая официна», скорее всего, служила «общагой» для балерин и музыкантов королевской труппы. Однако точно можно сказать, что в этом здании не было ни концертного зала, ни даже приличной комнаты для репетиций.
В недавно вышедшей книге «Рамантык эпохі Асветніцтва» историк Юрий Гордеев описывает события, связанные с гродненской музыкальной школой. Тизенгауз, который был неравнодушен к музыкальным увлечениям, примерно с 1765 года начинает работать над проектом создания собственной капеллы. Среди прочего была заказана большая партия смычковых, клавишных и духовых инструментов. Главой капеллы назначили Леона Ситанского, который, по мнению Гордеева, стал не только первым руководителем оркестра, но и душой городской музыкальной жизни. Со временем был создан музыкальный коллектив, который насчитывал около тридцати исполнителей. В 1769 году был заключён контракт с музыкантом Тадеушем Вержболовичем. В репертуаре капеллы были произведения от опер до костельной музыки, выступали одинаково часто и на театральных подмостках, и на званых обедах. Первые сведения об оркестре относятся к 1769 году. На момент же упадка деятельности подскарбия он состоял из двадцати трёх музыкантов.
Отзывы